По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), потребление табака – одна из самых значительных угроз для здоровья человека, уносящая ежегодно около 7 000 000 человеческих жизней.
31 мая, во Всемирный день без табака, в ответ на систематические, агрессивные и упорные усилия производителей табака и никотина по воспитанию нового поколения потребителей табака проведена антимаркетинговая кампания, призванная побудить молодежь присоединиться к борьбе против большого табачного бизнеса.
Глобальная кампания по случаю Всемирного дня без табака 2020 г. призвана:
- продемонстрировать несостоятельность существующих заблуждений и рассказать о манипулятивных приемах, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции;
- дать молодым людям знания о намерениях и тактике индустрии по вовлечению людей в употребление ее продукции;
- расширить возможности лидеров мнений (в поп-культуре, социальных сетях, в учебных заведениях и дома) по защите и отстаиванию прав молодых людей.
Вы знаете, как производители табачных изделий манипулируют молодежью? Есть несколько маркетинговых приемов, которые побуждают молодое поколение стать зависимым:
- использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты;
- стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
- продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений;
- стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Instagram или TikTok).
По данным исследования «Распространенность факторов риска неинфекционных заболеваний (далее НИЗ) в Республике Беларусь STEPS 2016 – 2017» в Беларуси курит почти треть населения (29,6%). Выявлена значительная разница по распространенности табококурения в зависимости от пола: почти половина мужчин (48,4%) и 12,6% женщин являются курильщиками и тем самым подвергают себя высокому риску развития НИЗ. Число курящих больше среди сельских жителей за счет курящих сельских мужчин (54,1%) по сравнению с городскими (43,3%), в то время как доля курящих женщин на селе практически равна доле курящих городских жительниц. В общей выборке респондентов средний возраст начала курения составил 17,5 года (16,9 года у мужчин и 19,9 года у женщин).
Каждый третий курильщик (32,7%) пытался бросить курить в течение последних 12 месяцев. Имеется определенный потенциал оказания поддержки пациентам, желающим бросить курить. Из числа курильщиков совет бросить курить от врача или другого медицинского работника получили 63,6% респондентов; мужчины, получившие такой совет, составили 64,5%, женщины – 60,4%. Совет бросить курить чаще получали респонденты в возрасте 60-69 лет (76,2%), как мужчины (75,7%), так и женщины (79,2%). Каждый второй курильщик получил такой совет в возрасте 18-29 лет (54,7%).
По материалам отделения общественного здоровья
ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии
и общественного здоровья»